Четверг, 25.04.2024, 03:52
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 38
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Системно-деятельностный подход

  

Традиционный подход к определению целей образования ориентирует на объём знаний. С позиций этого подхода, чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности. Но уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование обще учебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. Потому что наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются компетентность в решении проблем (задач), коммуникативная компетентность  и информационная компетентность.

Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

Информационная компетентность  – это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией  различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.

 Коммуникативная компетентность  – это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии; излагать письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста; публичные выступления.

Компетентность разрешения проблемы – целеполагание и планирование деятельности, действия по решению проблемы; оценка результата/продукта деятельности.

Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно – деятельностный подход.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Системный подход  разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали М.Н. Скаткин,  Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

Системный подход относится к особому уровню методологии науки — это уровень общенаучных принципов и форм исследования, деятельностный подход — вариант реализации системного на конкретно-научном уровне методологии. Революция в науке, произведенная системным подходом, заключается, в частности, в том, что человек не противопоставляется окружающей среде, а рассматривается как элемент особой системы, включающей в себя также и окружающую среду. В зависимости от того, в рамках какой системы мы будем вести анализ, в человеке раскрываются те или иные системные качества. Опираясь на имеющиеся исследования самого системного подхода, Александр Григорьевич Асмолов (известный российский психолог),  рассматривает человека в качестве элемента трех различных систем: в системе биологического вида человек выступает как индивид; в системе общества он становится носителем совокупности социальных качеств и выступает как личность; наконец, системно-исторический план анализа позволяет выделить специфическое качество личности — индивидуальность.

Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат. Таким образом в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности как целенаправленной системы.

 

Данной проблеме посвящены следующие публикации Гординой Н.Г.:

 

 

           Публикация в сборнике материалов II Всероссийской (XVI  межрегиональной) научно – практической конференции преподавателей математики и информатики школ, инновационных учебных заведений и ВУЗов. Учредители: Федеральное агентство по образованию, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный педагогический университет». «Реализация системно-деятельностного подхода на занятиях спецкурса «Создаем страницы школьного сайта». (2009 г.)

 

 Публикация «Реализация системно-деятельностного подхода на занятиях спецкурса «Создаем страницы школьного сайта» сборнике материалов Международной научно-практической конференции «Опыт и перспективы использования информационно-коммуникационных технологий в образовании» («ИТО-Томск—2009»). Учредители: Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании», Департамент общего образования Томской области, Комитет по высшему и среднему профессиональному образованию Томской области, Негосударственное образовательное учреждение «Ведущий институт развивающих технологий», Образовательный центр «Школьный университет» (ТУСУР). 

 

 

 

 

 

 

Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz