Традиционный подход к определению целей образования ориентирует на объём знаний. С позиций этого подхода, чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности. Но уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование обще учебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. Потому что наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются компетентность в решении проблем (задач), коммуникативная компетентность и информационная компетентность.
Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.
Информационная компетентность – это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
Коммуникативная компетентность – это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии; излагать письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста; публичные выступления.
Компетентность разрешения проблемы – целеполагание и планирование деятельности, действия по решению проблемы; оценка результата/продукта деятельности.
Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно – деятельностный подход.
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в
Системный подход относится к особому уровню методологии науки — это уровень общенаучных принципов и форм исследования, деятельностный подход — вариант реализации системного на конкретно-научном уровне методологии. Революция в науке, произведенная системным подходом, заключается, в частности, в том, что человек не противопоставляется окружающей среде, а рассматривается как элемент особой системы, включающей в себя также и окружающую среду. В зависимости от того, в рамках какой системы мы будем вести анализ, в человеке раскрываются те или иные системные качества. Опираясь на имеющиеся исследования самого системного подхода, Александр Григорьевич Асмолов (известный российский психолог), рассматривает человека в качестве элемента трех различных систем: в системе биологического вида человек выступает как индивид; в системе общества он становится носителем совокупности социальных качеств и выступает как личность; наконец, системно-исторический план анализа позволяет выделить специфическое качество личности — индивидуальность.
Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат. Таким образом в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности как целенаправленной системы.
Данной проблеме посвящены следующие публикации Гординой Н.Г.:
Публикация в сборнике материалов II Всероссийской (XVI межрегиональной) научно – практической конференции преподавателей математики и информатики школ, инновационных учебных заведений и ВУЗов. Учредители: Федеральное агентство по образованию, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный педагогический университет». «Реализация системно-деятельностного подхода на занятиях спецкурса «Создаем страницы школьного сайта». (2009 г.)
Публикация «Реализация системно-деятельностного подхода на занятиях спецкурса «Создаем страницы школьного сайта» сборнике материалов Международной научно-практической конференции «Опыт и перспективы использования информационно-коммуникационных технологий в образовании» («ИТО-Томск—2009»). Учредители: Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании», Департамент общего образования Томской области, Комитет по высшему и среднему профессиональному образованию Томской области, Негосударственное образовательное учреждение «Ведущий институт развивающих технологий», Образовательный центр «Школьный университет» (ТУСУР).